Главная / Работа с родителями / Полезное видео / Работа с педагогами / Мои практики (работа с детьми) / Портфолио / Достижения педагога-психолога / Печатные издания
Ссылка на конкурсное испытание «Визитная карточка «Я — педагог»
Ссылка на конкурсное испытание «Моя педагогическая находка»
Здравствуйте, уважаемые коллеги и гости моего сайта!
Главной целью моей работы в детском саду является сохранение и укрепление психологического здоровья детей и взрослых.
Я рада приветствовать на своей страничке всех, кто заинтересован во всестороннем и гармоничном развитии личности своего ребенка, и тех, кто не равнодушен к проблемам, потребностям и особенностям психического развития дошкольников.
Страничка адресована детским психологам, воспитателям и специалистам, работающим в системе дошкольного образования, а также родителям детей дошкольного возраста.
Работа педагога-психолога с детьми
Роль педагога-психолога в детском саду огромна. В его руках, в буквальном смысле, психическое здоровье и гармоничное развитие наших детей, ведь большую часть активного времени они проводят именно в детском саду.
Педагог-психолог в детском саду играет разные роли:
-консультанта, который занимает отдельный кабинет и при необходимости оказывает помощь детям и родителям по вопросам развития детей;
-наблюдателя, который посещает занятия в группах, диагностирует детей и консультирует воспитателей по работе с конкретными детьми;
-активного участника образовательного процесса, который разрабатывает программы вместе с педагогами, проводит занятия для детей;
-ведущего консультанта по вопросам организации образовательного процесса, улучшает работу педагогов, проводит семинары, консультации для педагогического состава.
Функции, которые выполняет педагог-психолог в детском саду:
—информационная функция — предоставление специализированных сведений;
—диагностическая — определение индивидуальных особенностей развития детей, их готовности к школе, мониторинг личностного развития дошкольников и т.д.;
—профилактическая — создание условий для гармоничного развития детей, защита психологического здоровья всех участников воспитательно-образовательного процесса;
—коррекционная — помощь в решении существующих психологических проблем у детей дошкольного возраста, психокоррекция отклонений в индивидуальном развитии и поведении;
—пропедевтика — обучение педагогического персонала, улучшение его работы, повышение психологической культуры родителей, педагогов, дошкольников.
Основные цели работы педагога-психолога:
-оптимизация воспитательно-образовательного процесса, улучшение психологического климата в коллективе;
-профилактика дезадаптации новоприбывших детей;
-психологическое сопровождение детей «группы риска»;
-психологическая подготовка детей к школе;
-психологическое сопровождение когнитивной сферы дошкольников;
-психологическое развитие креативности у детей;
-консультирование родителей и педагогов по вопросам психологии.
Что делает детский психолог?
Психологическая диагностика детей
Цель психологической диагностики — определение уровня развития тех или иных психических процессов у человека (памяти, внимания, мышления и т.д.). Для детей педагог-психолог использует методики и тесты, адаптированные для каждого возраста. Педагог-психолог может попросить дошкольника что-то нарисовать, рассказать, ответить на вопросы, даже поиграть с ним в интересную игру — а на самом деле с помощью этих действий соберет необходимые для работы данные. Детский психолог имеет на вооружении очень много психодиагностических средств и методик.
Многие дети нуждаются в развитии необходимых навыков и качеств, которые педагог-психолог поможет развить с помощью коррекционно-развивающих психологических игр. Очень часто они проводятся с группой детей, поэтому дошкольник овладевает навыками общения с другими детьми, учится свободно чувствовать себя в коллективе.
Коррекционно-развивающая работа
Проводится по результатам диагностики, по запросам родителей и педагогов. Каждый ребенок индивидуален. Кто-то развивается быстрее, кто-то медленнее. С учетом особенностей развития каждого малыша психолог строит психокоррекционную работу в следующих направлениях:
—познавательная сфера: низкий уровень развития познавательных процессов (памяти, внимания, воображения, мышления, восприятия);
—эмоционально-волевая сфера: агрессивное поведение, страхи, повышенная тревожность, низкий самоконтроль, неуверенность в себе;
—коммуникативная сфера: нарушения взаимоотношений со сверстниками, нарушения благополучия в семье.
Основные методы коррекционной работы:
-индивидуальная игровая терапия: подвижные игры, познавательные игры, игры с водой, игры с песком, сюжетно-ролевые игры;
-сказкотерапия: чтение, проигрывание психотерапевтических сказок, составление историй совместно с ребенком;
-куклотерапия: проигрывание историй, сюжет которой травмирует ребенка;
-арт-терапия: работа с красками, пластилином, пастелью, тестом;
-релаксационные упражнения: нервно-мышечное расслабление, дыхательные техники, использование визуальных образов.
Психологическое консультирование
Психологическое консультирование — это оказание психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ОУ. Консультирование предполагает активную позицию консультируемого, совместную проработку имеющихся затруднений и поиск оптимальных способов решения.
Психологическое консультирование является одним из условий психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, важным компонентом работы педагога-психолога.
Психологическое просвещение
Психологическое просвещение — это приобщение педагогов и родителей к психологическим знаниям. Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы знакомить педагогов и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка; разъяснять результаты диагностических исследований; формировать потребность в психологических знаниях и желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности; достигать понимания необходимости работы психолога в детском саду.
Психологическая профилактика
Психологическая профилактика направлена на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного детства.
Психологическая профилактика — это своевременное выявление особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях. Психолог разрабатывает и осуществляет коррекционно-развивающие программы для детей разных возрастов с учетом особенностей каждого возрастного этапа.
Гостевая книга